Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 2 (44)

Название: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Авторы:

М. Х. Дугужева, Кандидат юридических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0001-6850-7949 ResearcherID: G-9332-2019
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:       DOI: 10.1051/shsconf/20185505009
DOI: 10.15405/epsbs.2019.03.19

Е. П. Симаева, Кандидат юридических наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0003-1221-5677
ResearcherID: 57202077346
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:      

DOI: 10.2991/cssdre-18.2018.137
DOI: 10.1051/shsconf/20185505009

Реквизиты: Дугужева М. Х., Симаева Е. П. Трансформация законодательства о культуре в условиях цифровизации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 44. C. 190–208. DOI: 10.17072/1995-4190-2019-44-190-208
DOI: 10.17072/1995-4190-2019-44-190-208
Аннотация:

Введение: статья посвящена культурной политике в контексте концепции «цифрового культурного наследия» глобального информационного общества, а также необходимости правового осмысления и регулирования стремительной цифровизации в сфере культуры. Цель: проанализировать место цифрового наследия, проблемы правового регулирования и сформировать рекомендации по совершенствованию системы нормативно-правового регулирования цифровизации в сфере культуры РФ, выявить положительные аспекты и показатели развития. Методы: междисциплинарный, сравнительный, аксиологический и нормативный. Междисциплинарный подход позволил преодолеть условные границы между правовой, информационно-технической, культурологической и иными сферами в проблемной теме; нормативный метод, посредством мониторинга международного и национального законодательства востребован в сфере культурной политики страны. Результаты: созданные стратегические документы по цифровизации российского общества, в частности в сфере культуры, нуждаются в правовой регламентации, действенных механизмах их реализации, в связи с чем необходимы междисциплинарные исследования и законодательные меры. Выявлено, что использование традиционных знаний в естественном быту сохранит аксиологическое значение нематериального наследия и позволит актуализировать и популяризировать традиционную культуру. А этническое разнообразие и традиционная культура местного населения в качестве культурного ресурса региона могут повысить его территориальную привлекательность, а также уменьшить ущерб культурным интересам этноса вследствие доведения до публики искаженной информации, в силу чего процессы цифровизации и коммерциализация нематериальной культуры должны реализовываться на основании междисциплинарного научного подхода. Выводы: представляются целесообразными разработка и реализация ряда мероприятий в сфере развития и цифровизации культуры: на федеральном уровне – принятие федерального закона о культуре, направленного на повышение роли культурных ценностей, культивирование идеи патриотизма, российской идентичности среди населения. Создание правовых условий для формирования единой цифровой культурной среды; на уровне субъектов РФ – совершенствование экономико-правового регулирования цифровой культуры. 

Ключевые слова: культурная политика; цифровая культура; цифровизация культурного наследия; электронный каталог объектов нематериального культурного наследия;
сохранение культурного наследия
  скачать полный текст статьи
Цитируемая литература:
  1. Баева Л. В. Электронная культура: угроза культурной безопасности или новые возможности для развития? // Сохранение культурного наследия и проблемы фальсификации истории: материалы конф. (г. Астрахань, сентябрь 2012 г.) / под ред. А. П. Романовой. Астрахань: АГУ, 2012. Т. 1. С. 12–17.
  2. Востряков Л. Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // Материалы семинара «Культура на границах». М.: Ясная Поляна, 2004. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics/ 80.html (дата обращения: 26.03.2019).
  3. Генисаретский О. И. Культурная политика, ориентированная на человека // Проблемы эстетического воспитания. М.: ГБЛ, 1989. С. 5–12.
  4. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Изд. дом «Тигра», 2000. 227 с.
  5. Дугужева М. Х. Правовые аспекты сохранения черкесского фольклора // Материалы Международной научно-практической конференции памяти М.И. Мижаева. Майкоп: ИП Паштов З.В., 2015. С. 116–122.
  6. Духовное развитие и реформирование общества: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  7. Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. М.: Изд. «Либерея», 2002.
  8. Мурзина И. Я. Основы культурной политики: учеб.-метод. пособие для студ., обучающихся по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность». Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. 149 с.
  9. Национальный проект «Культура». Планы и направления: офиц. сайт М-ва культуры Рос. Федерации. URL: http://www.mkrf.ru/ press/news/natsional­nyy_proekt_kultura_plany _i_napravleniya/
  10. Симаева Е. П. Проблемы цифровой грамотности в России: правовой анализ // Самоуправление. 2019. № 1(114), т. 2. С. 309–311.
  11. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Междунар. журнал исследований культуры. URL: www.cultu­ral­research.ru (дата обращения: 26.03.2019).
  12. Цифровизация культуры: опыт Белгородской области. URL: http://d-russia.ru/tsi­frovizatsiya-kultury-opyt-belgorodskoj-oblasti. html (дата обращения: 26.03.2019).
  13. Шаповалова Г. М. Принцип разумного баланса между субъектами на объекты цифрового культурного наследия: аналитический обзор международных актов // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 3. С. 8–12.
  14. Adams D. and Goldbard A. Basic Concepts: Modes and Means of Cultural Policy-Making (1995, 1986). URL: http://www.wwcd.org/ policy/concepts.html (дата обращения: 26.03.2019).
  15. Connor S. Postmodernist Culture An Intro­duction to Theories of the Contemporary. Oxford: Blackwell, 1997.
  16. D’Angelo M., Vesperini P. Cultural Policies in Europe: Method and Practice of Evaluation // Council of Europe Publishing, 1999.
  17. Dorokhov N. I., Duguzheva M. Kh., Karmova M. R. The Informal Economy as a Means of Preserving Intangible Cultural Heritage // GCPMED 2018 International Scientific Conference “Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development” The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS 2018. December.DOI:10.15405/ epsbs.2019.03.19.
  18. Girard A., Gentil G. Cultural Development: Experiences and Policies, 2nd ed. (Paris: UNESCO, 1983). Pp. 171–172.
  19. Kiourt C., Koutsoudis A., Pavlidis G. Dynamus: A Fully Dynamic 3D Virtual Museum Framework // Journal of Cultural Heritage. 2016. Vol. 22, November–December. Pp. 984–991
  20. Kolay S. Cultural Heritage Preservation of Traditional Indian Art through Virtual Newmedia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 225. Pp. 309–320.
  21. Livingstone S. New Media, New Audien­ces? // New Media & Society. 1999. Vol. 1, № 59.
  22. Novotný M., Lacko J., Samuelčík M. Applications of Multi-touch Augmented Reality System in Education and Presentation of Virtual Heritage // Procedia Computer Science. 2013. Vol. 25. Pp. 231–235.
Поступила в редакцию: 27.03.2019
Финансирование: ---

Вход на сайт

АРХИВ ЖУРНАЛА 

 

КАТАЛОЖНАЯ ЦЕНА:

• 283 руб. 40 коп. (№ 3,4 за 2015 г.)
• 285 руб. (№ 1,2 за 2016 г.) 

 


     

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.