УДК 347.64

 

 

Частные и публичные начала в правовом регулировании договорных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Т.В. Шершень
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса
Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Исследуются частные и публичные начала в правовом регулировании договорных отношений при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую семью на воспитание. Рассматриваются проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье в современных социально-экономических реалиях России. Выявляются и анализируются нарушения, имеющие место в правоприменительной практике при устройстве детей в приемную семью, под опеку и попечительство, на патронатное воспитание (на примере Пермского края).

Ключевые слова: частные и публичные начала; договорные формы семейного воспитания; опека и попечительство; приемная семья; патронатное воспитание


Современное семейное право не является в чистом виде  частным правом, поскольку частные и публичные  интересы и регулируемые им отношения нередко оказываются переплетенными и взаимообусловленными. Объяснение этому находим в относительности частной либо публичной природы субъективных прав, когда любой частный интерес может быть рассмотрен также в качестве публичного интереса. Как показывает правоприменительная практика, зачастую посредством защиты конкретного субъективного права  лица происходит одновременная охрана и публичных интересов. Концепция правового государства основана на фундаментальной идее неприкосновенности прав личности, их первичности по отношению к интересам государства, поэтому придание публичной  значимости частным интересам выступает качественной характеристикой правового государства, ставящего в центр общественной жизни индивида, его права и свободы, потребности и интересы. В современном семейном праве частный интерес может приобретать публичный оттенок, позволяющий ограничивать права граждан в семье на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан (п. 4 ст. 1 СК РФ). Сложный дуалистический характер правового воздействия на семейные правоотношения обусловлен необходимостью защиты законных интересов других членов семьи, в первую очередь несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц. При этом крайне важно установить ту грань, до которой допустимо использование публичных начал в правовом регулировании семейных отношений, ту черту, за которой метод позитивного воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере семьи, не перерастет в свою противоположность[1][2].

Действие любого механизма, в том числе правового, осуществляется путем взаимодействия различных его элементов, частей, звеньев. Для того чтобы действие правовое регулирование механизма стало возможным и целесообразным, оно всегда должно основываться на соответствующих принципах.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами семейного права. Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, семейные отношения на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК РФ). Нормы семейного права призваны обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав в случае их нарушения, не допускать произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Цели правового регулирования предопределяют его принципы. Последние характеризуют сущность данной отрасли права, определяют социальный смысл ее норм, их содержание, толкование и применение. Исходя из них оценивается поведение человека как члена семьи [5].  Реализация принципов семейного права приводит к достижению целей правового регулирования семейных отношений, свидетельствует об эффективности механизма правового регулирования.

В современной России ежегодно около ста тысяч детей получают статус сироты [7]. Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих должным образом обязанности по их воспитанию. Только в 2008 году по данному основанию было привлечено к административной ответственности более 450 тысяч лиц, возбуждено свыше 5,5 тыс. дел, лишены родительских прав почти 33 тыс. человек [10]. Приведенные статистические данные свидетельствуют о кризисе российской семьи. Перед современным российским обществом и государством стоит задача укрепления авторитета семьи, создания необходимых условий для выполнения семьей имманентно присущих ей функций. В частности, без реализации семьей воспитательной функции невозможно успешное решение проблемы социального сиротства.  Семья изменяется по мере изменения общества, фокусируя сложности и проблемы определенного этапа развития общественных отношений. Внимание российского государства и общества, каждого человека и гражданина  должно быть привлечено к проблемам семьи. В преамбуле Конституции Российской Федерации отражено стремление многонационального российского народа к обеспечению благополучия и процветания России, исходя из  ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Благополучие государства зависит от благополучия семьи как базовой социальной структуры. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях[3], обязывает каждое государство уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка (ст. 1). В Декларации отражен базовый международный принцип, согласно которому благополучие ребенка зависит от благополучия семьи (ст. 2).

Во Всеобщей декларации прав человека отмечено: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» [1] (п. 3 ст. 16). Аналогичные положения отражены в Международном пакте «О гражданских и политических правах» [2] (п. 1, 2 ст. 23).  Государствами-участниками Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» [4]  признана необходимость  предоставления семье по возможности самой широкой охраны и помощи, «в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10); и более того, закреплено «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (п. 1 ст. 11).

В преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка» [3] семья рассматривается как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества.

Государства-участники Конвенции ООН «О правах ребенка», признают, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.  Семейный кодекс РФ за ребенком признает право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); одним из основополагающих начал семейного законодательства выступает приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (ст. 1 СК РФ).

24 апреля 2008 года впервые в России был принят Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и  попечительстве», вступивший в силу с 1 сентября 2008 года.  Принятие этого в определенной степени знакового закона привело к необходимости внесения изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, прежде всего с целью устранения возникающих противоречий. Ранее в качестве самостоятельных форм устройства в Семейном кодексе РФ были предусмотрены: усыновление (удочерение), опека и попечительства и приемная семья. С 1 сентября 2008 года приемная семья и патронат рассматриваются в качестве разновидностей опеки и попечительства, и соответственно из статьи 123 СК РФ исключено положение, согласно которому «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации». К договорным формам семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством отнесены: опека и попечительство, включая разновидности: приемная семья и патронат (патронатное воспитание).

Формирование нового концептуального подхода к опеке и попечительству, как базовой форме устройства детей на воспитание в семью, привело к целому ряду далеко идущих последствий не только теоретического, но и практического порядка, требующих всестороннего анализа и адекватной оценки. Последствия законодательной реформы следует оценивать с позиции  не столько количественных, сколько качественных показателей, и прежде всего сохранения гарантий для ребенка и лиц, заменяющих ему родителей, при временном устройстве в семью на воспитание на основании договора об осуществлении опеки и попечительства, приемной семье, патронате (патронатном воспитании). Рассмотрение приемной семьи и патроната (патронатного воспитания) в качестве разновидности опеки и попечительства, по сути,  ставит крест на развитии патронатной формы воспитания детей. Формальным подтверждением  тому может служить закон Пермского края от 10 декабря 2008 г. №353-ПК «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае» [11], где институт патронатной семьи, в отличие от приемной семьи, как разновидность опеки и попечительства не предусмотрен. Предметом регулирования выступают вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и временной передачи таких детей в семьи граждан, проживающих на территории Пермского края. В законе (ст. 14) предусмотрено положение, в соответствии с которым законы Пермской области от 5 июня 1997 г. №771–112 «О приемной семье» и от 6 октября 2000 г. №1129–164 «О патронатном воспитании» применяются к правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2008 г. Согласно закону Пермского края «трудовые договоры, заключенные с приемными родителями, патронатными воспитателями, заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу и могут быть расторгнуты в соответствии с действующим трудовым законодательством. Договоры о передаче ребенка (детей) в патронатные семьи, приемные семьи, заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По согласию патронатных воспитателей, приемных родителей указанные договоры могут быть переоформлены на договоры, предусмотренные настоящим Законом» (ст. 15). Однако внимательное изучение текста закона свидетельствует о закреплении лишь одной договорной конструкции – о приемной семье: приемная семья осуществляет свою деятельность на основании акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя и договора о приемной семье, к которому применяются нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг. В силу ст. 4 Закона Пермского края в договоре о приемной семье должны содержаться:

-       сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие),

-       срок действия договора;

-       условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей);

-       права и обязанности приемных родителей;

-       права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

В силу ст. 12 Закона вознаграждение за воспитание одного воспитанника в приемной семье составляет 2500 руб., его размер увеличивается на районный коэффициент; на районный коэффициент в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; проживающим  в сельской местности – на 25%; за воспитание каждого ребенка до 3 лет или ребенка, имеющего недостатки в умственном или физическом развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, умственно отсталые (с нарушением интеллекта), с нарушением опорно-двигательного аппарата), при наличии заключения психолого-медико-педагогичес­кой комиссии или медико-социальной экспертизы – на 50%.

Закон Пермского края предусматривает возможность создания семейно-воспитательных групп в качестве структурных подразделений организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги. Кроме этого, допускается возможность временной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Пермского края, на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка (детей), в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития. Но временная передача ребенка (детей) в семьи граждан не является формой устройства ребенка (детей) в семью в силу ст. 7 Закона. Возникает закономерный вопрос: в чем суть патроната (патронатного воспитания) после введения в действие Федерального закона «Об опеке и попечительстве»? Какими отличительными особенностями должен обладать патронат, будучи разновидностью такой формы устройства, как опека и попечительства? Действующее законодательство ответа на поставленные вопросы не дает: отсутствует специальный Федеральный закон «О патронатном воспитании», не урегулированы, а лишь упомянуты отношения по патронатному воспитанию в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве». На территории Пермского края проблема осложняется тем, что сохранение юридической силы закона Пермской области «О патронатном воспитании» и его применение предусмотрено только к отношениям, возникшим до 1 сентября 2008 г.

Вместе с тем суть патронатного воспитания[4], его отличительная особенность заключается в  разграничении прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка (детей) между родителями ребенка (если они не лишены родительских прав или не ограничены в родительских правах) органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением) и патронатным воспитателем. Патронатное воспитание существует при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием (уполномоченной организации, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронатному воспитанию), которая обеспечивает проведение реабилитационно-воспитательной работы с ребенком, оставшимся без попечения родителей, отбор  и подготовку потенциальных патронатных воспитателей; технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения его на патронатное воспитание, а также оценку и целенаправленное вмешательство в кровную семью с целью ее сохранения. Ответственность патронатных воспитателей и уполномоченной службы органа опеки и попечительства определяется в договоре о патронатном воспитании. Патронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка, размеры и порядок их выплат определяются законом субъекта РФ. Патронатный воспитатель имеет право на оплачиваемый отпуск и льготы, предусмотренные трудовым законодательством. Патронатное воспитание, как форма семейного устройства, является механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи, позволяющим осуществлять взаимодействие патронатной семьи и специалистов уполномоченных служб органа опеки и попечительства. Выстроенный механизм дает возможность профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, осуществлять мониторинг устройства и оценку адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, в том числе планировать меры по возможному возврату ребенка в кровную семью. Патронат расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью, включая детей, изъятых из семьи, вне зависимости от их юридического статуса, а также детей, не имеющих шанса на усыновление.  Патронат расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание (например, семьи с небольшим доходом, с недостаточной жилой площадью и т.п.).  Преимущества патроната заключены в профессиональном сопровождении семьи до и после принятия ребенка, а также в том, что ребенок не теряет связи со своей  кровной семьей (кровными родителями, если они не лишены родительских прав; братьями и сестрами, бабушками и дедушками и другими родственниками).

Ежегодно в Пермском крае остается без попечения родителей около четырех тысяч детей.  По состоянию на 1 января 2009 г. на учете в органах опеки и попечительства Пермского края состояли 21 092 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для сравнения: в 2007 году – 21 267). В семейных формах устройства воспитывается 19 250 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 91,2% (в 2007 г. – 18 916). По итогам 2008 года в семейные формы устроено 5 613 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 160 детей больше в сравнении с 2007 г.). Под опеку и попечительство в 2008 г. было устроено 2 243 ребенка, в семейно-воспитательную группу – 870 детей, в приемную семью – 815, в патронатную семью – 221 ребенок, на усыновление в 2008 г.  передано 643 ребенка [12]. По данным Министерства социального развития  в Пермском крае – 1 882 приемных семьи, в которых воспитываются 4 120 детей [13].

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.  К сожалению, предусмотренная Федеральным законом возможность на территории Пермского края «переросла» в обязанность: договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью расторгались с использованием административного ресурса и заключались договоры о приемной семье, игнорируя отсутствие инициативы и даже явное нежелание со стороны приемных родителей. В связи с этим прокуратурой Пермского края было вынесено предостережение в адрес и.о. министра социального развития о недопустимости совершения действий, направленных на понуждение приемных родителей к расторжению трудовых договоров. Основанием для объявления предостережения послужили поступающие из территорий края многочисленные сообщения о принуждении приемных родителей к расторжению трудовых договоров и заключению гражданско-правовых договоров о возмездном осуществлении обязанностей по опеке и попечительству, предусмотренных Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Расторжение трудовых договоров с приемными родителями, патронатными воспитателями повлекло для них лишение целого ряда преимуществ, гарантированных Трудовым кодексом РФ, в том числе непрерывный педагогический стаж, нормированная оплата труда и т.д.  Понуждение должностными лицами Министерства социального развития Пермского края приемных родителей к расторжению трудовых договоров было вызвано отнюдь не заботой о детях, оставшихся без попечения родителей и находящихся на воспитании в приемных и патронатных семьях, а совершенно иной целью – экономией бюджетных средств, для достижения которой, как оказалось, все средства хороши[5]. В регионы направлялись «рекомендательные» письма, где должностным лицам органов опеки и попечительства предлагалось расторгать трудовые договоры с приемными родителями «по соглашению сторон», а на собраниях приемных родителей высказывались категоричные требования о расторжении трудовых договоров, невозможности в дальнейшем заключения гражданско-правовых договоров, а также отобрании детей в случае отказа от расторжения договора. При этом положения ст. 32 закона «Об опеке и попечительстве» не только не разъяснялись, но и умалчивались. На примере Индустриального района г. Перми прокуратурой таких нарушений закона было выявлено шесть, если обратить внимание, что именно шесть семей на территории района приняли детей на воспитание в свои семьи, то можно констатировать, что нарушение прав имело место в 100% случаев.  Прокурором Индустриального района г. Перми в интересах несовершеннолетних были направлены исковые заявления в суд о признании недействительными гражданско-правовых договоров о приемной семье, заключенных с нарушением положений действующего законодательства. Проверкой установлено, что образцы проектов договоров о приемной семье, направленные в территории министерством социального развития Пермского края, противоречат действующему законодательству: в них отсутствуют условия и порядок выплаты вознаграждения за оказание услуг приемным родителям. К сожалению, результаты рассмотрения судом заявленных прокурором исковых требований о признании недействительными гражданско-правовых договоров о приемной семье  нам неизвестны.

Очевидно, государство должно быть заинтересовано в обеспечении права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, и если не представляется возможным реализовать это право ребенку в кровной семье, создать условия,  чтобы дети воспитывались в замещающих семьях, однако на практике чинятся со стороны уполномоченных государством органов. Приведем еще один пример, ярко иллюстрирующий дисбаланс публичных и частных начал, вызванный стремлением законодателя к экономии бюджетных средств в ущерб интересам детей. Экономией бюджетных средств на сумму свыше 10 млн руб. обосновывалась инициатива депутатов Законодательного собрания Пермского края в постановлении «О внесении изменений в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому планировалось уменьшить нормы питания детей, оставшихся без попечения родителей. Руководствуясь целями экономии бюджетных средств, министерство социального развития Пермского края сократило нормы питания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в приемных семьях и  семейно-воспитательных группах, утвержденные в августе 2008 г. Пермской медицинской академией и Территориальным управлением Роспотребнадзора. По запросу Пермской краевой прокуратуры сотрудниками  Медакадемии подготовлено заключение на нормативы, представленные министерством социального развития Пермского края, в соответствии с которым нормативы питания, предложенные в законопроекте, не соответствуют необходимому уровню потребления продуктов питания для детского организма[6].

В современной России необходимо создать условия для нормального функционирования института семьи. Следует свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально-неблагополучных семей,  оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критической точки ситуацию, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  тем самым сводя к минимуму случаи  устройства детей в  организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора об осуществлении опеки и попечительства, о приемной семье, отмены усыновления. Очень важно обеспечить каждому ребенку право жить и воспитываться в семье и каждому человеку право на семью.

 

Библиографический список

1.      Всеобщая декларация прав человека: утв. и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. 1995. 5 апреля.

2.      О гражданских и политических правах: междунар. пакт от 16 декабря 1966 г.; вступил в силу для СССР с 23.03.1976 // Бюл. Верхов. Суда РФ. 1994. № 12.

3.      О правах ребенка: Конвенция ООН; одоб. Генер. Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписана от имени СССР 26 ноября 1990 г., ратиф. Верхов. Советом СССР 13 июня 1990 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

4.      Об экономических, социальных и культурных правах: междунар. пакт от 16 декабря 1966 г.; вступил в силу для СССР 3 января 1976 г. // Бюл. Верхов. Суда РФ. 1994. № 12.

5.      Предмет и метод семейного права. Цели и принципы правового регулирования семейных отношений //  htpp://www. vuzlib.net/beta3/htm1/1/17824/17828

6.      Принуждать приемных родителей к расторжению трудовых договоров недопустимо (08.09.2008); Изменения повлекли нарушения (26.09.2008); Приемных родителей уволили незаконно  (03.10.2008); На защите приемных родителей (17.10.2008); Права и законные интересы детей на контроле прокуратуры (26.11.2008); По иску прокурора восстановлены права приемного родителя (08.06.2009); Органы прокуратуры Пермского края подвели итоги работы (05.02.2010);  Прокурор обратился в суд за защитой прав приемных родителей на получение соответствующей заработной платы (12.03.2010): сайт Прокуратуры Пермского края. URL: //http://prokuror. perm.ru/news/inspect/?id/=326 (дата обращения: 14.03.2010).

7.      Проблемы социального сиротства [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-mama.ru/articles_228_1536.html

8.      [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. URL: http://www.prokuror.perm.ru/news/inspect/?id=2584 (дата обращения: 02.07.2009).

9.      РИА НОВОСТИ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian.ru/society/20100316 (дата обращения: 16.03.2010).

10.  Российская газета. 2009. № 51 (4875). С. 1–2.

11.  Российская газета. № 260. 19 декабря 2008.

12.  Собрание законодательства Пермского края. 2009. № 8, ч. I. С. 34.

13.  [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. URL: http://www.kapital-rus.ru/rss_news/C148/ P760/76199


1 Многозначность термина «начало» позволяет употреблять его в разных контекстах, акцентируя при этом внимание на определенном содержательном компоненте: «основа», «причина», «первопричина», «идея», «происхождение».

[2] Яркой иллюстрацией нарушения тонкой грани между публичными и частными началами может служить  пример из практики финских органов соцопеки по изъятию из семьи россиянки Инги и финна Вели-Пекка Рантала, семилетнего сына Роберта Рантала. См.: [9].

[3] Утверждена 3 декабря 1986 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 41/95. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

[4] В том виде, в каком патронат возник и сложился на территории большинства субъектов Российской Федерации до введения в действие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

[5]В нарушение требований закона в ряде территорий в течение 2008 г. выявлены факты несвоевременной выплаты как заработной платы приемным родителям, так и пособий на содержание детей в городах Пермь, Березники, Гремячинск, Кизел, в Горнозаводском и Сивинском районах края (См.: [6]).

[6] Прокуратура дала отрицательное заключение на законопроект (подготовлено по материалам отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был (см.:[8]).

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.